| Пение - вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов (см. Вокализация); сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса — Дуэт, на три — Трио, на четыре — Квартет и др.) и хоровым.Хор - (др.-греч. χορός — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию. Каждая хоровая партия, исполняемая несколькими певцами, должна представлять из себя в исполнении как бы один голос, в котором певцы сливались бы в одно целое. Для этого необходимо уравновешивание силы звука каждого хориста, безукоризненный строй, четкое и правильное произношение слов, не умаляющее звука. Все хоровые партии при исполнении должны сливаться в одно стройное целое, что и составляет задачу ансамбля. В хоровом исполнении требуется нюансировка, которая связана с голосовой гибкостью исполнителей. X. исполнение по своему смыслу находится в прямой зависимости от текста. Всякие преувеличения в хорошем хоровом исполнении не должны иметь места, как напр. fortissimo, доведенное до крика. Музыкальное воспитание хора представляет задачу трудную и требует от руководителя хора или хормейстера всестороннего художественного развития и абсолютно верного слуха. Хором руководит дирижёр или хормейстер. Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пениемa cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella. С точки зрения манеры пения различают: - академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
- народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.
| |